Чему обучают ребёнка в детском саду
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина РоссийскойФедерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее–ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большойи малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости отместа и региона проживания.
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 5-7 лет с ТНР в различных видах деятельности, таких как:
- Предметная деятельность.
- Игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры).
- Коммуникативная (общение и взаимодействие с педагогом и другими детьми).
- Познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними).
А также такими видами активности ребенка, как: восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и включение обучающихся с ТНР в социум.
Программа коррекционно-развивающей работы:
- Является неотъемлемой частью федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности.
- Обеспечивает достижение максимальной реализации реабилитационного потенциала.
- Учитывает особые образовательные потребности обучающихся с ТНР.
- Обеспечивает планируемые результаты дошкольного образования обучающихся в условиях дошкольных образовательных групп компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с тяжёлыми нарушениями речи, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы МАДОУ.
Программа состоит из обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений. Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и психологической диагностики развития обучающихся с ТНР, а также качества реализации Образовательной программы дошкольного образования МАДОУ. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных МАДОУ условий внутри образовательного процесса.
Программа разработана с учетом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся детей 5-7 лет с ТНР.
Одним из важных направлений педагоги нашего детского сада считают социализацию воспитанников, развитие у них таких качеств как: самостоятельность, активность, инициативность, любознательность.
Творческая группа наших педагогов долго искала, как развиваться в этом направлении. И мы нашли такую технологию, как «Клубный час» и решили апробировать.
Автор данной технологии старший научный сотрудник Института социологии Российской академии наук Наталья Петровна Гришаева.
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию или участку детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Эта технология не требует длительной и сложной подготовки воспитателей, дополнительного оборудования или денежных вложений.
Основной целью этой технологии является развитие саморегуляции поведения ребёнка, самостоятельности, инициативности, ответственности – всех тех качеств, которые необходимы для жизни в современном обществе.
Технология «Клубный час» способствует:
- формированию у детей самостоятельности, инициативности;
- установлению дружеских отношений в коллективе;
- укреплению знаний и представлений о правилах поведения в детском саду, на улице, в общественных местах;
- развитию коммуникативных способностей и толерантности;
- приобретению новых знаний и умений;
- расширению кругозора;
- повышению творческой активности путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.